2 НОЯБРЯ
Мэри умерла 8 лет назад.



Я изучаю жнецов. Их множество, причем это не всегда скелет с косой, но начну я именно с них. В традиционном понимании Беспощадный жнец - это скелет или траурно одетый человек, несущий косу и «срезающий» жизни людей так, как если бы он косил траву. Смерть олицетворяется с фигурой или образом, который упоминается в мифологии и массовой культуре испокон веков. Поскольку смерть всегда имела влияние на человека и развитие цивилизации в целом, то представление о ней, как о живой разумной сущности, существовало во всех обществах с начала истории.
В Соединенных Штатах Смерть, обычно, представляли как скелет в черной, как ночь, ниспадающей одежде с капюшоном, в то время как в Европе ее часто изображали в белом, который является традиционным цветом на похоронах во многих местах.
Примеры представлений о смерти:
• В современном европейском фольклоре Смерть воспринимают, как Беспощадного жнеца или Беспощадного призрака смерти.
• В Исламе ангелом Смерти выступает Азраил[94] (важно, что имя «Азраил» не употребляется ни в Библии, ни в Коране).
• Иногда смертью называют Дедушку-Время.
• Психопомп — дух, божество или иная сущность, которая проводит души умерших в загробный мир.
В угаритском[95] пантеоне Мот «Смерть» (произносится как «мт») является богом смерти. Слово является однокоренным со словами других семитских языков, означающих смерть:
- на иврите - moth или moveth;
- на ханаанском[96], египетском арамейском языках, языке набатеев[97] и Пальмиры[98] - «mut»;
- на еврейском, христианском и самаритянском диалектах арамейского языка[99] - «mut»;
- на сирийском - «maat»?;
- на мандейском языке[100] - «muta»;
- на аккадском[101] языке - «m`tu»;
- на арабском - «maut»;
- на древнеэфиопском[102] - «mot».
Хотя Семитские языки близко не связаны с индоевропейскими, слова «смерть» на Санскрите[103] - «mrit» и на Латыни «mortus» также имеют общий корень.
Согласно указаниям, отданным богом Баал[104] - Хададом[105] своим посланникам, жителям города hmry (Мирей), Мот[106] (Сметрь), сын Эла, сидит на своем троне, где полно грязи и царит беспорядок. Но Баал предупреждает их:
Вы не приближайтесь близко к Смерти,
чтобы он не проглотил Вас, как ягненка,
(и) Вы оба не исчезли в его огромной глотке.
Хадад, похоже, был убежден, что Мот явится на его пиршество, дабы подчиниться Хададу.
Смерть отправляет обратное послание, говоря, что аппетиты его подобны аппетиту львов в дикой природе, или стремлению дельфинов в открытое море, и обещает поглотить самого Баала. В ответном выпаде Смерти, похоже, удалось нагнать страху, или, по крайней мере, убедить, что она сможет убить Баала. Многочисленные пропуски в тексте сделали неясной эту часть истории. Затем сестра Баала/Хадада, богиня войны Анат, напала на Мота, схватила его, мечом разрубила, ситом посеяла, огнем сожгла, жерновом раздавила и в полях посеяла, где птицы склевали его.



Но после 7 лет Смерть вернулась, ища отмщения за то, что разрубили ее, сожгли, раздавили и рассеяли, и требуя одного из братьев Баала взамен. Пробел в тексте, после которого Мот начинает жаловаться на Баала, который отдал собственных братьев на съедение, позволил истребление сыновей собственной матери. Поединок вспыхивает между ними, пока Shapsh (Солнце) не укоряет Мота, сообщив, что восстанет против него отец его, Эл, и вернет себе трон, если Мот не остановится. Мот уступает и проблема решена.
У Санчуниатона Смерть также является сыном Эла и считается божеством, так в тексте словами Элла/Хроноса говорится:
... и сразу после этого он посвятил
Смерти другого своего сына, по имени Мут,
рожденного от Реи; которого (Мута) финикийцы называют
также Танатосом (Смерть) или Плутоном.



Однако ранее в философском труде о сотворении мира Санчуниатон говорит о великом ветре, слившемся со своими создателями, и это слияние получило имя Эроса (Желания):
Из этого слияния явился Мот, которого одни считают воплощением грязи, а другие «гнилью водянистого смешения»[107]; ставшей основой мироздания, началом всего сущего. И были тогда звери бездумные, и дали они жизнь разумным существам, имя которых «Зофаземин», что значит «райские наблюдатели», и были они в форме яйца. И прорвался Мот к свету, солнцу, луне, звездам и их созвездиям.
Здесь язык не ясен, неважное подведение итогов, текст, возможно, искажен, описание Мота здесь не совпадает с дальнейшим описанием Мута. Возможно, полный и связанный отчет прояснит, что грязная и гнилая Смерть на самом деле есть источник жизни.
Господь Бог под следствием – Книга Иова: Библейские мотивы в основе противостояния между Мотом и Баалом.
25 ДЕКАБРЯ
Иногда мне кажется, что Сэмми читает этот дневник.
Но точно не сегодня ночью, две сотни миль прерий и пустыни между мной и ребятами, вот такая у нас Рождественская ночка. Никакой тебе елки, морковки и молока для Санты и северного оленя. Пару дней назад я вручил им подарки, а они подарили мне очки ночного видения, должно быть Дин стащил их на оружейной выставке в Амирилло, которую мы проезжали пару месяцев назад. Они растут без меня. И оба начинают проявлять себя, т.к. видимся мы не часто. Сэм легко заводится, и не всегда может справиться со своим темпераментом. Дин пытается все наладить и сделать из нас команду. Ни тот, ни другой не должны этим заниматься.
После такого года… суккубы и Мисс Лайл (Лилит?), Сайлас…. Да, тяжелое время выдалось. Они явились за моими мальчиками. Мы справились, но они снова придут. Этот враг не остановится до самой своей смерти, а я даже не знаю, кто за ними стоит. Как мне бороться с ними?
И как мне избежать вопроса: Было ли бы мальчишкам лучше, будь они в другом месте, с другими людьми, и живи они нормально жизнью?
Нет. Я их отец. А они мои дети.
С Рождеством!
1992 год
24 ЯНВАРЯ



Сегодня Дину 13. На его день рождения мы пошли ужинать в забегаловку под названием «У мамы Джейнер», в городишке Флинт, штат Мичиган. Здесь жутко холодно и убого, мы направляемся дальше на север проверить слухи о перевертышах в Нортвудсе, т.е. из Мичигана через всю Миннесоту. Странно, обычно в это время года они неактивны – не на кого охотиться. Наводит на мысль, что происходит что-то серьезное.
Недалеко от Л`Анса, в придорожном отеле, полном индейцев с лесозаготовок, я кое-что подслушал:
На белую женщину по имени Дженни работал индеец – бестолковый и ленивый сиу[108]. Она ненавидела его настолько, что, если бы он был за столом, то она ни за что не села бы рядом, он же ходил на пристань и уверял всех, что она будет принадлежать ему. Все что для этого нужно, говорил он, так это сходить в рощу и собрать необходимые травы, вот тогда вы увидите, Дженни будет моей. Все его приятели с пристани смеялись над ним, но довольно скоро он начал оставлять на столе сладости, и, когда его не было рядом, Дженни тайком их съедала. И вы не поверите, неожиданно, всего 2 месяца спустя, она вышла за него замуж. Когда он получил власть над Дженни, то стал с ней жестоко обращаться, чуть ли не уморил ее голодом. Ее родственникам от него тоже досталось, и это было уже слишком. Они позаботились о том, чтобы его никто и никогда больше не видел.
30 МАРТА
Мне казалось, что я усвоил урок в Висконсине, но то же самое случилось вновь. Я оставил ребят на пляже в Парке Двух Озер и отправился на поиски перевертыша. Это снова был Ичи. На этот раз он убил смотрителя парка и принял его облик. Он почти убедил ребят, доверявшим людям в форме, пойти с ним. Я все еще не могу рассчитывать на них в охоте. Я решил этот вопрос, а затем прочистил мозги им обоим. Особенно Дину. Я довольно жестко веду себя с ним, понимая, что однажды меня может и не оказаться рядом, и тогда только он один сможет позаботиться о брате, хотя Дин тот еще засранец. Я думал, я был хулиганом в 13, но он даст мне фору.
27 АПРЕЛЯ
Прокопий[109], «Тайная история», об Юстиниане
Некоторым из тех, кто состоит при Юстиниане и бывает при нем ночью, именно во дворце, из тех, что чисты душой, казалось, что вместо него они видели какое-то необычное дьявольское привидение. Один из них рассказывал, как император внезапно поднялся с царского трона и начал блуждать взад и вперед (долго сидеть на одном месте он вообще не привык), и вдруг голова у Юстиниана внезапно исчезла, а остальное тело, казалось, съёжилось и заструилось, сам он [видевший это] полагал, что зрение его обманывает. Затем он разглядел, что голова возвратилась к туловищу так же, как и исчезла.
Другой рассказывал, что, в то время как он находился возле императора, восседающего на своем обычном месте, он видел, как неожиданно лицо того стало подобным бесформенному куску плоти, ибо ни бровей, ни глаз не оказалось на их привычных местах, и стало оно совершенно неузнаваемым. Однако через некоторое время лицо императора приняло прежний вид. Хотя сам я не видел всего этого, я пишу об этом, потому что слышал от тех, кто настойчиво утверждает, что видел это.
Говорят, что некий весьма угодный Богу монах, подвигнутый к тому теми, кто вместе с ним обитал в пустыне, отправился в Византий с ходатайством за живших с ними по соседству, поскольку те терпели нещадное насилие и обиды. По прибытии он тотчас же был допущен к императору. Когда он был готов предстать перед ним и одной ногой переступил уже порог, он, неожиданно отпрянув, пошел обратно. Сопровождавший его евнух и прочие присутствовавшие при этом люди принялись усердно умолять его идти вперед, но тот, ничего не говоря в ответ, удалился, словно в помрачении сознания, в жилище, где он остановился. Когда сопровождавшие его стали спрашивать, почему он так поступил, он, говорят, прямо им ответил, что увидел во дворце восседающим на троне владыку демонов, находиться подле которого или просить его о чем-либо он не счел достойным[110].
2 МАЯ
Сегодня Сэмми 9 лет. В прошлом году в его день рождения мы еле унесли ноги из Альбукерке. В этом году из-за перевертыша я чуть не потерял ребят. Они оба учатся, но им еще многое предстоит узнать.
11 МАЯ
Вот список существ, которые могут менять форму по собственному желанию или подвержены периодическим трансформациям.



Вервольф (луп-гару, ругару, оборотень, вриколакас, приколичи, мэй-ко) – причиной трансформации может быть полнолуние, изоляция или произнесенное заклинание. Их слишком много, я ни разу не сталкивался с ними лично. Впрочем, не знаю никого, кто сталкивался. Нужны отдельные исследования по Ликаону[111]?
Вампиры – спросить Элкинса.
Кицунэ – японский дух лиса может иметь до 9 хвостов, свидетельствующих о возрасте и мудрости. Могут быть обманщиками, любовниками и посланниками Инари[112]. Существует две разновидности кицунэ - мёбу, ассоциирующаяся с Инари (богом риса, белым цветом); и ногицунэ - дикие, обманчивые и опасные. Прожив 1000 лет, кицунэ приобретает девятый хвост вместе со способностью видеть и слышать все происходящее в любой точке мира. Они ненавидят собак и иногда, будучи в образе человека, в присутствии собак вынуждены возвращать свой облик. Часто принимают образ одинокой красивой женщины. Они заводят любовников среди людей, рожают детей, но вновь исчезают, когда раскрывается их истинная сущность. Могут являться во снах. Одержимость кицунэ называется кицунэ-цуке, одержимый ведет себя как лис и говорит на странных языках. Экзорцизм должен проводиться в храме Инари. Кицунэ часто ходят со светящимися шариками – кицунэ-би, лисьим огнем. Человек, заполучивший такой шар, получает власть над кицунэ. Как обманщики, кицунэ часто выбирают своими жертвами гордецов и алчных людей, сбивая с них спесь. Иногда они просто зловредны, но это уже редкость. Чаще всего их можно найти в заброшенных домах, от которых они стараются отвадить новых жильцов. В Корее они известны как кумихо, в Китае их называют хули-джинг. Кумихо, как правило, злобен и пожирает человеческие сердца или печень, пытаясь впитать человеческую сущность, дабы самому принять человеческий облик. Менее распространена легенда, согласно которой кумихо может стать человеком, если устоит перед жаждой убить в течение тысячи дней. Хули-джинг более противоречив и похож на кицунэ. В китайских историях больше внимания уделяется одержимости и соблазнению.
Тануки: японская енотовидная собака, может принимать любую форму, чтобы обмануть людей, при этом часто выбирает неодушевленный объект, например, чайник. У него хорошее чувство юмора, но тануки может быть и опасным. Славится размерами своей мошонки. Имеет слабость к спиртному, часто обманывает продавцов, расплачиваясь листьями, замаскированными под деньги.
Боуда: Восточно-африканская гиена-оборотень, получившая название от племени, где обрела силу. Эта сила, передаваемая из поколения в поколение по женской линии, относится больше к черной магии (колдовство в Африке часто ассоциируется с кузнецами… это уже интересно. Подумать про Огуна и Кольт…). Наряду с легендами о гиенах существует и поверье, что белые эфиопских иудеи тоже боуды. В Эфиопии и Судане существует огромное количество легенд, утверждающих, что у белых людей, или людей-альбиносов течет кровь гиен, или, что они могут превращаться в гиен.
Ягуар-оборотень (руна-утурунгу в Аргентине, или ягуарете-аба; чакмоол в Мексике?)
Селки: говорят, что это души утопших, ныне обитающие в тюленях. Они сбрасывают шкуру и выходят на берег в определенные периоды или когда влюбляются. Если человек завладеет шкурой, то селки окажется в его (а реже ее) власти. Селки живут человеческой жизнью, у них «человеческие» дети… до тех пор, пока не найдут, где спрятана их тюленья шкура. Тогда они вновь надевают ее и возвращаются в океан. Некоторые селки мстят за охоту на тюленей: насылают проклятья на рыбаков и вредят им. Эти легенды пришли с Северной Атлантики, такие же истории можно услышать на Северо-Западе Тихого океана. Подобные рассказы существуют про девушку-лебедь (девушку-голубку, девушку-павлина) и других девушек, превращающихся в животных.



Леший: Славянский дух леса, защитник лесов и природы. Высокий мужчина, с бородой из лозы и травы. Может принять любую форму, включая растения и деревья. Также может принять обличье гигантского говорящего гриба, общается с волками и медведями. В человечьем обличье его глаза полыхают зеленым цветом, а обувь одета не на ту ногу. Заключает соглашение с крестьянами и фермерами, следит за тем, чтобы их скот и овцы не заблудились, агрессивно реагирует на любую кажущуюся опасность. Прячет топоры, сбивает с пути дровосеков, уничтожает указатели, похищает молодых девушек, может даже защекотать человека до смерти. Лешего можно отогнать, надев одежду наизнанку или если зажечь огонь в его лесу. Выделяется на фоне других перевертышей своей семейственностью: у него есть жена-лешачка и детишки-лешата.
Нага: Наги – духи змей, обычно встречающиеся в индийских или буддистских мифах. Иногда принимают человеческое обличье и живут среди людей. Чаще всего обитают в водоёмах или под землей, где охраняют сокровища. Наги имеют власть над природными явлениями, им приносят жертвы. Им поклоняются в южной и юго-восточной Азии, от Индии до Тибета, Камбоджи и Малайзии.
Ракшаса[113]: Ими становятся смертные люди, вследствие своих дурных деяний. Ракшасы — крайне искусные трансформеры и, возможно, у них нет собственной формы. Они имеют волшебные силы, в частности, могут становиться невидимыми. Ракшасы поедают человеческую плоть, часто их мишенью становится кто-нибудь сильно верующий или святой. Также они питаются падалью. Их когти полны яда. Согласно книге «Махабхарата[114]». некоторые ракшасы, отказавшиеся от каннибализма, становятся союзниками людей.
Юкса: В татарском фольклоре, змея, достигшая столетнего возраста, превращается в юксу, а в дальнейшем принимает образ молодой девушки, чтобы завести детей, которые также станут юкса.
Тэнгу[115]: Духи гордыни и тщеславия, тэнгу появляются в виде старика или птиц. Иногда нападают на тех, кто больше на них походит: возгордившихся самураев, священников, знать. Но чаще они обманывают путешественников, похищают детей и пытаются сбить с пути истинного священников. Часто их жертв обнаруживают привязанными к верхушкам деревьев, иногда безумными. Они обладают сильной властью над иллюзиями, часто вселяются в молодых девушек, пытаясь заставить священников и монахов забыть их обеты. Если тэнгу раскрыли, то он приобретает свою истинную форму огромной птицы вроде коршуна и улетает. Иногда его возможно умилостивить жертвоприношением. В таких случаях для тэнгу выбирается место, которое должно охраняться и которое становится его домом, и горе тому, кто войдет сюда, не соблюдая должных ритуалов.
Пука: Может превращаться в разных животных, всегда темного цвета. Чаще всего в лошадей, которые могут внезапно «понести» ничего не подозревающего всадника. Умеют разговаривать и, если проникнутся симпатией к человеку, могут дать совет, особенно 1 ноября. Неубранный с полей урожай различных зерновых культур, оставленный после этой даты, он считает своим, поскольку всегда голоден. Если его не накормить, то он становится более опасным.
Агишка: Обычно предстает в виде лошади или молодого человека. В облике человека способен обольстить молодую девушку. В обличии лошади заводит своего наездника в воду и сжирает, оставив только печень. Если держать его подальше от воды, то его можно контролировать.
Энкантадос: согласно бразильскому фольклору, группа существ. Могут быть в форме змеи или бесплотного духа, но чаще всего так называют дельфина, способного принять человеческий облик. Энкантадос пришли к нам из другого мира, в качестве волшебных сил они используют музыку и соблазнение. Как и кельтские Феи, они иногда похищают детей, особенно рожденных вследствие их связи с человеком — но речи о подмене детей не идет. Энкантадос известны тем, что сводят людей с ума, но убивают редко. Иногда они превращают человека в другого Энкантадос или чарами заставляют следовать его в свое царство, называемое «Энканте». Будучи в форме человека, они носят шляпы, чтобы прикрыть отверстия для воздуха, которые не исчезают при трансформации. Магическая смесь из маниоки и чили, рассеянная по воде в том месте, где появился Энкантадос, рассеивает его чары.
Локи-фокусники способны постоянно менять форму? Эллегуа[116], Койот.
Черт, Багз Банни[117] всегда наряжается, как женщина.
17 МАЯ
Сегодня была бы наша четырнадцатая годовщина, агатовая.
21 ИЮНЯ
Вчера Сэмми проснулся среди ночи. Он сказал, что боится какой-то твари в шкафу. Я пошел проверить. В шкафу никого не было, но я видел слишком много, чтобы не поверить ему. Так что я вручил Сэмми 45 калибр и сказал, что когда он в следующий раз увидит что-то в шкафу, он знает, что делать. Не думаю, что меня когда-нибудь удостоят премии «Отец года», но с тех пор Сэмми спит без кошмаров. Иногда все, что тебе нужно, так это пистолет под подушкой.
Дэниэл говорит, что вампиры не могут менять свой облик. Говорит, это все выдумки Брэма Стокера[118].
2 НОЯБРЯ
[119]

9 ДЕКАБРЯ
Всем известно, что магнит имеет особое свойство притягивать железо и стоит только поднести к нему алмаз, как это свойство исчезает; также янтарь и балатиус, натертые и нагретые, поднимают солому; камень асбестус, будучи зажжен, никогда не гаснет или только с трудом. Карбункул (темно-красный рубин) светится в темноте. Азритес, будучи положен сверху на плод женщины или растения, усиливает их, а снизу — вызывает выкидыш. Яшма вызывает зловоние крови. Маленькая рыбка, называемая Ошинес, мешает движению судна. Сжигание печени хамелеона вызывает дожди и громы. Камень гелиотроп сужает зрение окружающих и делает того, кто его носит, невидимым. Камень линкур очищает глаза. Липпар отгоняет чудищ. Синохитид заставляет прийти духов из преисподней. Анахитид призывает небесных духов. Ансит, положенный на спящих и видящих сны людей, заставляет их угадывать будущее. (Агриппа)[120]
«Маг»: Есть еще «Pyrophilus»: Альберт Великий[121] сообщает, что в одном из посланий Октавиусу Цезарю Эскулапий[122] упоминает о красной смеси, говоря: «Есть некий яд, настолько холодный, что охраняет вынутое у человека сердце от сгорания; так, будучи помещенным в огонь на какое-то время, обращено оно будет в камень. Этот камень называют пирофилус»[123].
1993 год

3 ЯНВАРЯ
Обращался ль кто к Писанью, иль в отчаянье молился -
Я уже не помню точно, был наш путь тернист и труден.
Только яркая картинка вечно в памяти хранится –
Еле тлеющие угли укрывают на ночь люди.
Нет, мне помнится чуть больше – крепко запертые двери,
Под замком весь скот домашний, на вратах чернеет деготь.
Не войти недоброй силе, духу, призраку иль зверю –
С верой в крепкие запоры проще уповать на Бога.
Что еще могли мы сделать? Заряжали свои ружья
Лучшим порохом и сталью и держали наготове
У кроватей в изголовье. Если нечисть нас окружит,
Ее ждет свинец горячий, как и ведьму или вора
Вот заряжено оружье, вот и двери все закрыты,
И грабителю, и ведьме будет трудно к нам ворваться.
Все ворота на запорах, дегтем смазаны на стыках -
И животные, и люди могут спать и не бояться.
Заклинание пенсильванских голландцев, известное как «ведовство»
Посланец, под запретом тебе мой дом и владения, под запретом лошадь и корова мои, под запретом ложе мое, не смеешь ты дышать на меня, дыши на другие дома, пока не взойдешь ты на каждый холм, пока не отсчитаешь каждый почтовый столб, пока не пересечешь все воды. И только в тот день можешь ты прийти в мой дом, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

24 ЯНВАРЯ
Сегодня Дину исполняется 14. Он ушел в кино со своей подружкой. Кажется, ее зовут Кэти. Парень – тот еще покоритель сердец, как и я в его возрасте. Распутник, сквернослов и заводила. Силас прав – он моя точная копия. Если я не буду за ним приглядывать, то годам к двадцати в каждом городке по всей стране его будет ждать ребёнок и ордер на арест.
<="" b="">
«Ветвь Давидова»[124]. Кореш взял себе имя в честь Давида и Кира. Кир – единственный иноверец, названный мессией в Танахе. Томас Джефферсон обращался к биографии Кира, написанной Ксенофоном, когда составлял Декларацию Независимости. 19 апреля также произошли бои под Лексингтоном и Конкордом[125]. Это еще и день рождения Элиота Несса[126].
2 МАЯ
Сегодня Сэмми десять лет. Это был паршивый день, как для него, так и для меня. Он играет в футбольной команде, причем неплохо, и сегодня была игра. Но это ведь всего лишь игра, а по субботам мы в последнее время всегда стреляем, ребята уже оба достаточно взрослые, и у нас в планах была стрельба из лука. Сейчас не сезон, так что мы просто стреляли по цели, но это важно. Они должны изучить все существующие способы убить врага. Ради Бога, на Сэмми охотятся демоны! Он должен знать, как бороться с ними, а Дин должен знать, как его защитить. Но Сэмми все-таки еще ребенок и хочет играть в футбол. Он даже упрямее меня, и если уж упрётся... Но я их отец, и мы пошли стрелять из лука. Я не могу винить его за то, что он хочет обычной жизни, но плохим бы я был отцом, если бы не подготовил их к миру, в котором они живут. Поступать правильно со своими детьми, не всегда значит поступать в соответствии с их желаниями. Особенно в моем случае.
15 МАЯ
Тульпа, созданная в результате мощной ритуальной визуализации, известна как дабтхаб. При создании ее разновидности – драгпои дабтхаб – главной целью ставится причинение вреда другому человеку. Физическая форма тульпы становится видимой после того, как разум начинает ощущать присутствие духа. Созданная тульпа, независимо от намерений своего создателя, постепенно обратится против него.
Эванс-Вентц писал, что просвещенные чародеи могут уничтожить тульпу с той же легкостью, что и создать ее – эти мастера также могут вселить свои собственные спиритические создания в тело другого человека. Это вопрос силы воли.
Непреклонная воля – начало всех магических действий… по той причине, что человек не до конца представляет себе результат искусства (магии) и верит, что он может быть неопределенным, в то время как его всегда следует четко представлять. Парацельс[127].
Имеет отношение к атусу в Клифоте?
Все возможно для того, кто верит. (Мк.9:23)
Тульпы – это обратная сторона городских легенд? Мы рассказываем друг другу истории, и когда достаточное количество людей концентрируются на идее или начинают в нее верить, она становиться реальной…

17 МАЯ
Это была бы наша 15 годовщина. Хрустальная[128]. Хрустальные шары, гадание, призмы… Я так хочу с ней поговорить. Мэри, почему ты мне больше не снишься?
5 СЕНТЯБРЯ
Начертанное заклинание было привезено королем Карлом I и записано Папой Львом IX.
Тот, кто носит это, да не убоится быть поверженным от врагов его, ни быть отравленным каким-либо ядом, ни попасть в беду, ни грома, ни молнии, ни сгореть в огне, ни в воде утонуть. Не умрет он без отпущения грехов, не похитят его. Не будет ему ничего плохого ни от Господа, ни от Девы Святой его. Во имя Господа Бога и Христа † Мессии † Sother † Emannell † Saibaoth.
2 НОЯБРЯ
Мэри нет уже десять лет. Десять лет. Весь последний год я думаю о городских легендах, и о том, что случившееся в нашем доме десять лет назад уже вполне могло превратиться в Лоуренсе в миф, вроде историй о церкви на кладбище Сталл и отеле Элдридж. Последние десять лет я был немного не в себе, но сегодня мне проще посмотреть на себя со стороны и увидеть, каким безумцем я стал. Спустя десять лет я все еще просыпаюсь с жаждой мести. Но я весь год думаю о призраке Мэри, который я видел у Джима всего несколько недель спустя после ее смерти. Когда бы я ни вспоминал об этом, я всё пытаюсь придумать, как бы мне снова увидеть её, поговорить с ней. Правда заключается в том, что я боюсь попробовать еще раз. Боюсь из-за того, что случилось тогда у Джима. И еще я читал про сеансы связи: про то, насколько они опасны, как легко такие сеансы могут стать вратами для зла, что может проникнуть сюда вместе с духом, с которым ты хочешь вступить в контакт. Так что я сдерживал себя.
Немного иронии. Сегодня я читал старые городские легенды и собирался записать одну.



Кровавая Мэри: произнеси «Кровавая Мэри» трижды перед зеркалом в темной комнате, и ее дух явится. Она или убьет тебя, или выдавит глаза, или изувечит твоё лицо. Зачем, черт возьми, кому-то это делать? В паре сказаний говорится, что она предскажет вам будущее. В других сказано, что ее имя нужно произнести тринадцать раз. Исторически «Кровавая Мэри» - это прозвище Марии I[129] английской королевы, которая пережила несколько выкидышей. По современным версиям Мэри была ведьмой, которую то ли повесили, то ли сожгли на костре, или она погибла в автокатастрофе, или она убила своих детей, или их забрали у нее, и она покончила собой. Иногда эти вариации сопровождаются собственными заклинаниями: «Кровавая Мэри, я убил твоего ребенка», - в тех историях, где она горюющая мать. «Я верю в Мэри Уорт», - в версии, где она была ложно обвинена в колдовстве и детоубийстве, и «Кровавая Мэри, у меня твой ребенок», - в тех легендах, где ее детей украли.
С тех самых пор, как появились зеркала, гадания перед зеркалом практиковались во всех культурах. До этого любая отражающая поверхность, особенно спокойная вода, использовалась для пророчеств и для того, чтобы увидеть отражение будущего. Ацтеки изобрели Тескатлипока, «дымящееся зеркало» - ртуть, налитая в чан. Придворный маг королевы Елизаветы I, Джон Ди, предсказывал будущее с помощью зеркал. В фольклоре самых разных местностей говорится, что, если провести определенный ритуал перед зеркалом, то можно увидеть своего будущего мужа.



Тысячи ритуалов ворожбы сопровождаются поеданием яблока или расчесыванием волос. В одном из этих ритуалов нужно было посмотреть в колодец на рассвете и всматриваться в то, что отразится в нем в тот момент, когда первые солнечные лучи попадут в колодец. Во многих таких историях опасность заключалась в том, что ты можешь также увидеть и Смерть, что означает, что ты умрешь до замужества.
В момент смерти человека все зеркала в доме должны быть покрыты, чтобы в них не попала отходящая душа – этот обычай приписывают традиции. Древние греки и индийцы верили, что в отражении есть душа, которую могут поймать водяные духи.



В некоторых традициях, распространённых в южных частях Тихого океана (на Андаманских островах и Мотумоту) и Африки (Зулу, Басуто), также говорится, что в отражениях есть душа, и в них она особо уязвима. Басуто верят, что крокодилы пытаются забрать эти души.
Разбить зеркало – к неудаче, потому что оно отражает душу, и к тому же отражает будущее. Именно поэтому тебя ждет семь лет неудач. Ты разбил своё будущее.
28 НОЯБРЯ
Вариации на тему Кровавой Мэри. Я слышал от одного охотника из Алабамы, что, если вы произнесете трижды «Лавлейди, Лавлейди, у меня твой ребенок» в Кэмп Хилл на Лавлейдис Бридж, то вы увидите призрак женщины, погибшей вместе со своими детьми в автокатастрофе.
Человек-крюк: подростки припарковались где-то на укромной дороге и уже готовы были приступить к делу, как по радио в новостях передали предупреждение о сбежавшем преступнике с крюком вместо руки. У девушки пропало настроение, а расстроенный парень на полной скорости погнал машину обратно. Когда они приехали домой, на ручке двери висел крюк. По одной из версий парень вышел из машины, чтобы выяснить, в чем дело, а девушка оставалась в машине всю ночь, слышала странные звуки, и только утром обнаружила, что ее друг был убит и висел на дереве над машиной. А странный звук, издававшийся иногда, был скрежетом ногтей мертвого парня по крыше машины. Существует довольно много реальных историй убийств на укромных дорогах – случай с сыном Сэма[130], дело в Арканзасе в 1947 и другие… Возможно, впервые эта легенда возникла в штате Мэн в начале 1920 годов.
Исчезающая попутчица: схема всегда одна и та же. Поздно ночью кто-то подбирает на дороге молодую женщину, иногда девочку. Обычно она одета в белое. Она просит, чтобы ее отвезли домой, и больше ничего не говорит. Затем, когда водитель довозит ее до адреса, который она указывает, пассажирское сиденье пустеет. Когда водитель начинает спрашивать людей, живущих по этому адресу, ему говорят, что девушка, которую он описывает, мертва, или что она была похоронена несколько лет назад на том самом месте, где он ее подобрал. Вариаций на тему много.
o Водитель интересуется, что случилось с пальто, что он одолжил девушке, и находит его обмотанным вокруг надгробного камня.
o Вместо того, чтобы услышать историю от семьи, водитель видит фотографию девушки в доме и понимает, что произошло.
o Попутчица рассказывает водителю кое-что о его будущем, часто в этой истории она исчезает.
o Попутчица оставляет что-то на заднем сиденье машины, обычно шарф или сумочку.
История попутчицы уходит корнями далеко в прошлое. Джоан Петри Клинт написала про пророчествующую попутчицу в Швеции в 1602 году. Она превратила пиво в хмель, желуди и кровь, затем предсказала урожаи и войну и исчезла. Другие версии относятся к 18 веку. Английская баллада, называемая Чудо в Саффолке, история Вашингтона Ирвинга[131] «Леди с бархатным воротником», песни Country Joe McDonald, Dickie Lee, Blackmore`s Night, the Country Gentlemen. Я помню песню Dickie Lee, слушал ее по радио, когда был ребенком.
25 ДЕКАБРЯ
Рождество в Джоплин, Миссури. Мальчики принесли мне книгу, которую, должно быть, стащили в магазине, пока я рылся на полках с эзотерикой. Возможно, я и смог бы вырастить ребят, не превращая их в воров, но это был бы другой мир и другой я. Мир, где школьные учителя не обращаются в демонов. Но для нас, здесь и сейчас, воровство - это необходимое зло. Я пытаюсь не давать им таскать вещи, которые нам не нужны. Как бы то ни было, книга была по теософии. Все охотники, которых я знаю, убеждены, что Блаватская была мошенницей, но я все-таки взгляну на книгу. Никогда не знаешь, где обнаружишь ключ.
31 ДЕКАБРЯ
Ведьмина бутылка: Небольшая стеклянная бутылка или фляжка, специально созданная, чтобы ловить заклятия или злых духов. Состав, как правило, содержит мочу, волосы, обрезки ногтей, красную нить. Большие глиняные сосуды, также известные как беллармины, названы в честь католического инквизитора[132]. На них были изображены бородатые лица, a-la церковные горгульи, предполагалось, что они будут отгонять зло. В бутылочках также могла быть специальная земля, морская соль, гвозди или булавки, менструальная кровь, шипы. Обычно они хранились под полом в труднодоступном месте под очагом или камином, иногда у порога.
Кошек часто прячут в стенах, также прячут лошадиные черепа. В народе говорят, что и те, и другие уберегут от фамилиара или позволят увидеть то, что не может видеть человек. Мощная защита. Иногда обувь, скрытая среди стен или в полу, также используется в качестве ловушки заклинаний.
Отвращающий беду: борьба с вражеской магией, чарами.
1994 год

24 ЯНВАРЯ
Сегодня Дину исполнилось пятнадцать. Неделю назад он помогал мне изгнать призрака, облюбовавшего бакалейную лавку, принадлежавшую индийской семье, в городке Эри, расположенном в штате Пенсильвания. Привычное дело — найти останки, посолить и сжечь. Но случаются и неожиданности. Меня учили, что все призраки одинаковы, но, оказывается, важно и то, за кем они охотятся, а также каких традиций и верований они придерживались, пока были еще живы. Пришлось изучать индийскую мифологию. У них несметное количество богов, и при каждом куча монстров или демонов. Постоянно объявляются такие, которые чаще описываются в фольклоре, нежели в мифологии, например, пишака и ачери.



Пишака едят человеческую плоть и, по предположениям, являются сыновьями гнева. Они охотятся на кладбищах и в местах кремации людей, могут изменять свой внешний вид и, по некоторым данным, становиться невидимыми. Порой они нападают и сжирают свою жертву, а иногда завладевают ею и сводят с ума. Мне это напоминает безымянного демона, описанного в книге «Завещание Соломона[133]»: «...я располагаюсь рядом с людьми, которые находятся у могил, и принимаю вид мертвеца; и если поймаю кого-нибудь, то немедленно убиваю его моим мечом. Но если я не могу уничтожить его, им овладевает демон[134]...»
Ачери — демон, предстающий в виде маленькой девочки. Согласно индийским народным сказаниям, ачери обитают в горах, где убивают путешественников, которые клюют на их безобидный вид. Для защиты от них подойдет красная нить вокруг шеи (в европейских странах красная нить служит для защиты маленьких детей от колдовства).



Красная нить: Каббала? По словам раввинов, ни в Торе, ни в Талмуде и письменной Каббале нет никаких упоминаний о красной нити. Но если верить старинным народным суевериям, красная нить, обвязанная вокруг тела, - это есть сигила[135], т.е. защитная магия. Некоторые ортодоксальные евреи привязывают красные нити к кроваткам младенцев для защиты от злых духов и сглаза. Приверженцы «классического» иудаизма считают красную нить суеверием, которое до опасного близко к нечестивости и даже идолопоклонничеству.
Сефер Йецира[136]: Все происходит от Слова, созданного языком, являющимся основой всех явлений в мире. Семь пар противоположностей[137]:
Семь удвоенных букв бет-гимель-далет, каф-пе-реш-тав ведут (себя) как два языка - жизнь, благополучие, мудрость и богатство, красота, потомство и владычество. Удвоенные - они же переменные. Изменчивость жизни - смерть, взамен благополучия - полное зло, мудрости - глупость, взамен богатства - бедность, взамен красоты - уродство, взамен потомства - его отсутствие, взамен власти - рабство[138].
Нет ни добра, ни зла. Человек сам выбирает свой путь, и его отношение к жизни и божественному порядку определяет его отношение к добру или злу. Древо жизни описано в Сефир Йецира, но более подробно в Зоар[139] — среди эзотериков-богословов распространено мнение, что оно соотносится с Древом Жизни, упомянутым в Книге Бытия. Существует две версии. По первой версии, оно состоит из 10 сфирот и 22 путей[140] по второй — 11 и 24. Индивидуальные характеристики сфирот и путей горячо оспариваются. Выше первой сфиры — кетер — существует бесконечный свет Творца — непостижимое начало. С кетер, бина и хохма начинается время и пространство. Они — корона (венец), мудрость и понимание — все остальное мироздание идет отсюда.

Тетраграмматон[141] предлагает разные пути использования тетрактиды[142], согласно пифагорейцам. Благодаря тетракиде появился шахматный порядок. Пифагор также всегда использовал перевернутую пентаграмму[143] — средневековые алхимики использовали этот символ для защиты от демонов.



2 МАЯ
Сэмми сегодня одиннадцать лет. Когда Дину стукнуло одиннадцать, он попросил револьвер... Сэмми же попросил компьютер. Одно это показывает, насколько они разные... я достал ему компьютер, Макинтош Performa. Сейчас он лежит в багажнике машины, но каждый раз, как только у нас появляется крыша над головой, он его включает. Сегодня он рассказал мне об Интернете. Не уверен, что я до конца понимаю, что это такое, но, судя по словам Сэмми, там есть ВСЕ, что кто-либо когда-либо хотел знать, и если у вас есть компьютер, это можно найти. Похоже, что команда Винчестеров, наконец-то, сделает большой прорыв в добывании нужной информации. Каждая армия нуждается в достоверных сведениях. Мы подключились к Prodigy[144], поскольку, согласно Сэмми, это лучший способ добраться до всемирной паутины. Я использовал кредитку, которую Бобби помог мне сделать.
17 МАЯ
Сегодня была бы наша шестнадцатая годовщина. К ней никаких традиционных подарков, никаких особых веществ. Разве что в Англии, там эта годовщина называется вольфрамовой. Вольфрам? Невероятно романтично, да!?
31 ОКТЯБРЯ
Ведьмы, как известно, могут превращаться в кроликов, кошек и других домашних животных. Костюмы на Хэллоуин несут остатки веры в то, что накануне Дня Всех Святых ведьмы повсеместно превращаются в животных…
Джордж Гиффорд, 1608: На самом деле могу сказать вам, как другу, что я боюсь даже зайти в свой чулан, потому что вижу там зайца, который, как я заключаю, не кто иной, как ведьма или какой-то злобный дух, и он пристально смотрит на меня. А в амбаре, куда мне тоже не хочется заходить, находится большой облезлый кот.
— Диалог о ведьмах и колдовстве[145]
Науаль[146] это шаман, который получает силу в процессе превращения (шейпшифтинга). Зовут его «нахуатль» (изначально ацтеки назывались Науалли — во множественном числе) он регулярно появляется в мифологии ацтеков, майа и их потомков - иштеков[147], запотеков[148], цельтали[149] и пр.
У каждого науаля есть свое животное, связанное с датой его рождения. Науаль может принять его форму, но часто и любые другие формы. Некоторые науали склонны к вампиризму и превращаются в летучих мышей или сов, чтобы пить кровь; других считают уважаемыми членами сообщества, их боятся, и призывают, чтобы они улаживали споры. В некоторых местах, говорят, что науали нападают на индейцев, которые тесно общаются с метисами или английскими поселенцами.
Говорят, советник Монтесумы Незахуалкойотл мог менять свою форму, возможно, именно так он сбежал от Кортеса. Традиция находит свое продолжение в бруджери, которая имеет свои аналоги как в европейском ведьмовстве, так и в шаманизме.



В Северной Америке, у племени Могаук, есть легенды о «лимиккинах[150]» или «оборотнях». У Навахо это «еналдуши», которые могут нарушать табу, дабы приобрести магическую силу. Эти табу обычно касаются убийства родственника. Как только это будет сделано, «еналдуши» может изменить форму, хотя, не нарушая табу, он может становится человеком. Он носит шкуру койота. «Еналдуши» может нападать двумя способами. Первый — он обсыпает жертву ядовитым порошком, сделанным из трупов, который вызывает вялость и болезнь, приводящую к смерти.
Для того, чтобы яд попал в тело жертвы, он также использует духовое ружье, из которого выстреливает маленькими костяными шариками, вызывающими смертельную болезнь. «Еналдуши», как известно, могут появляться в поселениях по ночам, оскверняя религиозные места.
Ведьмы африканского племени Хауса, про которых я рассказывал Джиму несколько лет назад, могут превращаться в собак.
Возможно, есть связь с Абраксас или Абрасакс.



Колин де Планси: «В определённой азиатской теогонии есть некий бог. От его имени (бога) происходит магическое слово Абракадабра. На амулетах он изображался с головой петуха, ступнями как у дракона и с хлыстом в руках. Демонологи описывают его, как демона с головой властителя и змеями вместо ног. Египетский гностик второго столетия, Басилид, рассматривал его, как высшего бога. Вычислив, что семь греческих букв, составляющих его имя, в сумме своей составляют число 365 и равны количеству дней в году, он вознес его в ранг духов, которые контролировали 365 небес и были 365-ю ангелами, относящимися к каждому из дней года. Басилид также говорил, что Иисус Христос, наш Спаситель, был всего лишь добрым духом, посланным на землю Абрасаксом.»
— Инфернальный словарь[151], 1863
Басилиды[152] — секта гностиков. Другие источники отрицают связь с Басилидом, считая Абраксаса/Абрасакса[[153] демиургом, созданным из смешения еврейских и варварских традиций.
2 НОЯБРЯ
Мэри умерла одиннадцать лет назад. Одиннадцать — удвоенная единица, говорят, она представляет нить ДНК. Одиннадцать обозначает баланс. Простое число. Первое число, которое вы не можете показать пальцами своих рук. Одиннадцатая карта из старших арканов — Правосудие (справедливость)[154].



Откровение 11:11: «Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, кто смотрел на них».
11 ДЕКАБРЯ
ВЕНДИГО



С языка кри[155]: всепожирающее зло. Наполовину призрак, наполовину человек, наполовину — зверь. Лесной дух, невероятно худой. Людоед. Питается живой плотью. Живет в лесах. Прекрасный охотник с удивительными способностями — быстрый и сильный. У него острое зрение и обоняние. Он хитрый и безумный. Он не обременен никакими принципами, имея сверхъестественные способности, он живет, руководствуется животными инстинктами. Он свирепый, голодный и злой. Он сильный, как дикое животное, он бродит по лесам, охотясь на свежее мясо. Питается только живой плотью.
Вендиго способен пережить много долгих суровых зим, охотясь, когда ему необходимо пропитание. Местные легенды называют его долгожителем: когда-то он был человеком, но превратился в каннибала, скорее всего, из-за сложных природных условий – холодных зим, отсутствия продовольствия и запасов еды. Шахтёр-охотник-курьер деБуа[156]: изоляция и каннибализм превратили его в чудовище. Легенды о вендиго встречаются в разных культурах. Каннибализм усиливает физические способности человека, даруя ему острое зрение, силу, скорость и ловкость.
Одиночество и отчаяние – вот цена выживания! Он съедает членов своего собственного племени. Всегда голодный, одинокий и замерзший. Он больше не человек и никогда не сможет снова им стать и испытать человеческие чувства. Страх человека перед вендиго передается из поколения в поколение: на североамериканских петроглифах[157] четко видно изображение гигантского духа, высотою более чем 15 футов, с пылающими глазами, острыми желтыми клыками и неестественно длинным языком. У большинства из них нездоровая, желтая кожа. Некоторые легенды описывают долговязых существ со спутанными волосами, одержимых голодом. Это может быть как мужчина, так и женщина, но всегда голодный.
По некоторым легендам они увеличиваются в размерах с каждым приемом пищи, таким образом, им приходится постоянно утолять аппетит. Другие утверждают, что у вендиго ледяное сердце, которое нужно разбить или расплавить, чтобы покончить с ним.
Каннибализм и некая магия направили его на темную-темную дорожку. Я никогда не встречался с кем-то настолько голодным, как он. Каждое движение, звук и дыхание вендиго подчинены лишь одной цели – утолению голода. Он бесшумен, когда преследует добычу, быстро атакует, ослепляя жертву. Невероятно голоден во время еды. Хотел бы я не знать об этой последней части, но видел все своими глазами.
Элджернон Блэквуд[158] не знал и половины этого.

1995 год

13 ЯНВАРЯ
Верстеган[159] пишет, что вервольфы это «колдуны, которые покрывают тело снадобьем, что создали по наущению дьявола, надевают зачарованный пояс, дабы не только выглядеть аки волк, но и мыслить, и вести себя подобно волку все то время, что они носят сей пояс. И они ведут себя как истинные волки, в буйстве и убийствах превосходя любое человеческое существо».
Верстеган дает понять, что, находясь в состоянии трансформации, человек уже не отдает отчета своим действиям и потом ничего о них не вспомнит. Другие источники передают верования, что верфольфы могут превращаться только во сне.
Из Вергилия[160]:
Трав вот этих набор и на Понте найденные яды
Мерис мне передал сам - их много родится на Понте.
Видела я, и не раз, как в волка от них превращался
Мерис и в лес уходил; нередко души умерших
Он из могил вызывал и сводил урожаи к соседу.
Дафниса вы приведите домой, приведите, заклятья!
Перевод С.Шервинского (1933 г.)

24 ЯНВАРЯ
Дину исполнилось 16. Мы в Монтане и, похоже, идем по следу оборотня. Вот и пригодятся уроки стрельбы из лука. Порой огнестрельным оружием воспользоваться не с руки, и это как раз тот самый случай. Завтра мы выходим на охоту, и я позволю Дину взять инициативу в свои руки.
25 ЯНВАРЯ
В яблочко. Дин, как ни крути, отличный стрелок. Он становится настоящим охотником.
Оборотни сторонятся волчьего корня[161], а также святых реликвий и серебра. Удар серебряным ножом может заставить оборотня вернуться в человеческое обличие. Легенды о серебряных пулях, возможно, правдивы, но не все охотники в них верят. При встрече частенько можно услышать их брюзжание. Не так давно я был в Доме у дороги и слышал, как трое охотников жаловались на то, что то ли не совсем правильно отлили серебряные пули, то ли на некоторых вервольфов они не действуют. Ликантропия, возможно, излечима.
Согласно некоторым источникам, убив какого-то одного вервольфа, можно снять проклятие со всех тех, кого он покусал, то есть обрубить кровавую линию.
Тот же, кто желает совершить оборот, пусть идет в чащу лесную, найдет дерево, расщепленное донизу, да вонзит в то дерево медный нож, да пойдет вокруг дерева, приговаривая:
На Море-океане, на Острове Буяне,
На полой поляне светит месяц ясный на осинов пень,
Около того пня ходит волк зубатый,
У него на зубах весь скот рогатый.
А в лес волк не ходит, а в дол волк не забродит.
Месяц, месяц — золотые рожки!
Расплавь пути, притупи ножи,
измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада,
чтобы они серою волка не брали
и теплой бы с него шкуры не драли.
Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской!
И когда он трижды обойдет вокруг дерева – обернется волком серым и скроется в лесу дремучем.[162].
Мой хозяин уехал в Капуа, чтобы продать старую одежду. Я воспользовался случаем и убедил нашего гостя проводить меня за город на 5 миль, так как он был солдатом и храбр до ужаса. Мы двинулись в путь с петухами, от света луны было светло как днем. Проходя кладбище, мой попутчик начал общаться со звездами, пока я тащился рядом, пел и считал их. Вскоре я оглянулся и увидел, как он раздевается и складывает свою одежду у дороги. Я в миг затаил дыхание, будто окаменел во мгновение, он обращался в волка. Не думай, что я шучу: за все сокровища мира я бы не солгал тебе.
Но продолжим: обратившись волком, он взвыл и бросился в лес. Сначала я растерялся, но, в конце концов, решил подобрать его одежду, однако обнаружил, что она превратилась в камень. Пот ручьями стекал по мне, я и не надеялся выбраться оттуда живым. Мелиса поинтересовалась, почему я пришел так поздно. «Будь ты пораньше», сказала она: «Ты хотя бы мог помочь нам, волк ворвался на ферму и задрал весь скот; хотя он и ушел, но ему было не до смеха, наш слуга погнался за ним с колом». Услышав это, я не мог сомкнуть глаз, но как только рассвело, я помчался домой подобно разносчику, с пустым лотком. Придя на место, где одежда превратилась в камень, я увидел лишь лужу крови, а, придя домой, я застал солдата, лежащим в кровати, будто теленок в хлеву, врач забинтовывал ему шею. Я понял, что этот парень может менять свою шкуру[163]), никогда после я не смог бы переломить куска хлеба с ним, ни за что, только под угрозой смерти. Если у кого-то есть другое мнение – пожалуйста. Можете послать меня к черту, если я солгал вам, умники.[164]
Из старого издания Сатирикона
New Word versions (Твари Нового Света): Под названием «Лоуп-гароу»[165] оборотень известен в Канаде и в районах США, где обосновались франкоговорящие поселенцы. Легенда о лоуп-гароу из доколониального Иллинойса: после начального преобразования, оборотень обречен превращаться в течение сто одной ночи, а днями страдать меланхолией и болезнями. Единственный способ разрушить этот цикл, если кто-то сумеет пролить его кровь, и в этом случае никто из участников ритуала не должен заговаривать о случившемся, пока не минует сто один день.
На юге США известен так называемый Ругару — некоторые говорят, что он превращается в крокодила, а не волка. Легенды о превращении в крокодила известны также в Египте и Индонезии. В «New Word versions» сказано, что чаще всего «псом тьмы» становятся из-за изоляции и, как следствие ее - невозможности проводить религиозные обряды или соблюдения табу. Каннибализм?
Одна из самых ранних легенд о вервольфах – история о Ликаоне[166], превратившемся в волка после того, как испробовал человеческую плоть, пытаясь принести ее в жертву Зевсу. Геродот и Плиний[167] тоже упоминают о людях, превращающихся в волков. В Библии Навуходоносор[168] говорил, что представляет себя волком.
Если кинуть в превратившегося оборотня кусок железа, то он вернется в человеческий облик. Связано с верой в то, что сверхъестественные существа не могут дотронуться до железа?